9ce9bf27     

Найпол В - Невроз Обращенных



В. Найпол
Невроз обращенных
Перевод с английского А. З.
Это интервью недавнего нобелевского лауреата по литературе появилось
вскоре после трагических событий в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001
года. "Нью-Йорк таймс мэгэзин".
- Ваша проза получила всеобщее признание, однако продолжает вызывать
серьезные споры. Вас обвиняют в том, что, касаясь ислама, вы не проявляете
достаточного понимания его сущности и отдаете дань предвзятости, свойственной
Западу в этих вопросах.
- Видите ли, когда пишешь о мусульманском мире, всегда оказываешься в
сложном положении. В университетской среде обязательно найдутся люди, которые
постараются превратить тебя в нежелательное лицо, - им за это специально
платят, - и таким людям дела нет до того, в чем именно заключается высказанная
тобой мысль.
-
О Талибане вы писали как о стае хищников.
- Это не я так писал, это писала моя жена. Она журналистка из Пакистана, у
нее много лет была своя колонка в газете. И высказывалась она именно как
пакистанская журналистка.
-
Вас не удивляет, что Осама бен Ладен пользуется поддержкой в Пакистане,
Индонезии, Малайзии, Иране -
тех странах, которые описаны в ваших книгах путевых заметок?
- Не удивляет, так как население этих стран - главным образом люди,
обращенные в ислам. Они, грубо говоря, все время чувствуют свою
неполноценность на фоне арабов. Невроз, который отличает обращенных, отчасти
объясним и тем, что им постоянно надо доказывать свою состоятельность в делах
обретенной ими веры. Им приходится, если вспомнить французскую поговорку, быть
большими роялистами, чем сам король.
-
Вы подразумеваете и этот фактор, когда пишете, что исламу присущи
имперские амбиции и он стремится все дальше расширить границы своего царства,
искоренив неверных?
- Да. Только речь должна идти не об одних неверных, а обо всех, кто хотя
бы в каких-то своих обычаях и по характеру своего мышления воспринимается как
чужой, а стало быть, как зараженный духом неверия. Господствует стремление
уничтожить прошлое и вечную душу человеческую, которая не предала самое себя.
Вот в чем состоит ужасающий невроз обращенных.
-
Что делает притягательность ислама столь неодолимой?
- Расскажу вам одну историю, случившуюся в восьмом веке. Первой провинцией
Индии, завоеванной магометанами, была провинция Синд, теперь это территория
Пакистана. Властитель Синда сопротивлялся с большим мужеством. Но однажды ему
сообщили, что захватчики читают свои молитвы хором, все вместе, словно это
молится один человек, и властитель испытал страх. Он понял, что в мире
появилась новая сила, именно та сила, которой так гордятся мусульмане:
единение народа. Идея подобного братства обладает огромной властью над людьми.
-
Что бы вы сказали об исламе, который не признает идей фундаментализма?
- Я думаю, что нефундаменталистский ислам - это определение, которое
некорректно со стороны логики. Ислам - доктрина, которая всегда оправдает
подавление иных веяний и движений. Суть ислама, самое главное в нем заключено
в представлении о рае. В своем стремлении обрести рай никто не может
оставаться в границах умеренности. Разговоры об умеренности - просто уловка
определенных политиков, которым нужно то там, то здесь добиться новых
финансовых вливаний.
-
Что вы думаете о причинах, которые привели к событиям 11 сентября?
-
Причин не было. Главным побудительным фактором явилась религиозная
ненависть, религиозная мотивация. Я не думаю, что события были спровоцированы
внешней политикой А



Содержание раздела